Русский портрет: 3 в 1

Позволю себе кратко напомнить цепочку, без которой трудно не только понять, чем мы отличаемся, но и говорить об этом:

  1. Основа существования любого общества – ценности, которые разделяют большинство людей, составляющих это общество.
  2. Ценности – понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. (Помните про крошку сына, который пришел к отцу с этим вопросом?)
  3. Ценности определяют нормы и правила поведения в обществе.

Почти век назад Р. Киплинг заметил: «Постараемся понять, что русский — очаровательный человек, пока он остается в своей рубашке. Как представитель Востока, он обаятелен. И лишь когда он настаивает на том, чтобы на него смотрели как на представителя самого восточного из западных народов, а не как на представителя самого западного из восточных, — он становится этнической аномалией, с которой чрезвычайно трудно иметь дело. Даже сам хозяин никогда не знает, какая из сторон его натуры откроется следующей».

Это подтверждается и наукой. «Проведенные в 1994-1995 гг. исследования русских диаспор в странах так называемого ближнего зарубежья показали, что при контакте с культурами коллективистского типа (в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан) русские отмечают у себя (как наиболее типичные) черты, свойственные представителям индивидуалистического типа культур: сдержанность, холодность, разобщенность и др. При контакте же с культурами индивидуалистического типа (страны Балтии) они, напротив, отмечают у себя (как наиболее типичные) черты коллективизма: гостеприимство, общительность, жертвенность и др». (Лебедева Н.М. 1995, 1997).

То, что русские менеджеры ведут себя крайне непоследовательно: на востоке они проявляют индивидуалистские ценности, а с западными индивидуалистами ведут себя как коллективисты отмечают и зарубежные исследователи национальных культур.

Кстати, поговорка: «поскреби русского – найдешь татарина», бродит по свету уже много лет. А двуглавый орел смотрит на Восток и Запад одновременно.

Так из чего же сделан русский человек?

Из того же, что и все остальные. Плоти, мозга и маленькой банковской ячейки в голове. Своеобразного ментабанка (ментального банка), на полках которого хранятся

верования

убеждения

взгляды на мир

предубеждения

традиции

ценности

Того, что человек впитал в семье, детском саду и школе, немножко добавили «ребята с нашего двора», а потом отшлифовывали институт, армия (если была) и трудовой коллектив.

Такой вот уникальный наборчик, что, собственно говоря, и именуется национальным менталитетом, который руководит всеми человеческими поступками и поведением по жизни; и отличает голландца от норвежца, канадца от британца, колумбийца от армянина.

В каждом из ментабанков свои культурные файлы. Для немцев, финнов и австралийцев правда дороже денег. А китайцы и арабы, считают, что абсолютной истины не существует и дипломатия важнее правды.

В Японии вряд ли кто отважится на открытый конфликт, американец, чуть-что не нравится, выскажет все прямо в глаза.

В Южной Америке, если ты не первый - ты никто, а в Швеции придется постоять в очереди, несмотря на то, что ты король.

Но если у большинства других наций все более-менее аккуратно веками раскладывалось в этом ментабанке по полочкам, у русского полная неразбериха. Пожалуй, нет ни одной страны в мире, где бы ценности менялись такими темпами.

Три национальные субкультуры: традиционная, советская и западная, ворвавшаяся в 90-е годы и перевернувшая в душе соотечественников привычные для них представления и убеждения, воспитывавшиеся годами, смешались так, что и сам черт не разберет теперь, где что и сколько.

И этот культурный капитал из вороха разномастных ценностных ориентаций разных «временных лет» мотает русского человека из стороны в сторону, не давая покоя ни душе, ни уму, ни сердцу.

Помните теорию поколений? Люди определенной возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, так как они росли в одинаковых исторических условиях. Одно поколение – 22-25 лет. Каждое поколения несет в себе базовые ценности предыдущего, но пытается выработать свои. Каждое поколение переживает 4 превращения. Цикл состоит из 4 периодов: подъем, пробуждение, спад, кризис. Это кратко. В сети на эту тему информации достаточно, можно погуглить.

Профессору МГУ М. Бергельсон удалось разложить особенности этнического сознания каждой из наших субкультур по ячейкам. Какие ценности влияют на ваше мировоззрение и определяют поведение и стиль жизни? Рассмотрите повнимательней таблицу. И попробуйте нарисовать автопортрет и портреты окружающих.

© 2017, Центр кросс культурных коммуникаций ТРИ-К

 Западная культураСоветская культураТрадиционная культура
Я/Мы, самоидентификация личностииндивидуалистколлективистколлективист
Взаимоотношения с другимииндивидуализмВ зависимость от социального и служебного положениякооперация
Отношение к деятельностидействиеПретензия на действиеБытие, существование
Отношение ко временибудущееБудущее-прошлоеНастоящее-прошлое
Отношение к окружающей средеконтрольКонтроль/злоупотреблениеПринятие/конформизм
Форма и содержаниеСтиль и форма важнее, чем внутреннее содержаниеВнешний стиль и форма более важны, и играют большое значениеВнутреннее содержание, душа важнее, внешний стиль обманчив
Отношение к прогрессуПрогресс – это хорошоТехнический прогресс – хорошо, социальные перемены плохоТехнический прогресс опасен, потому что он ведет к социальным переменам
Отношение к историиИстория – это непрерывный процесс, развитие – это хорошоИдеология определяет историюИстория циклична и противоречива
Отношение к свободе, закону и властиЗаконы должны соблюдаться, даже, если они не нравятся. Чем меньше власть вмешивается во взаимоотношения с обществом, тем лучшеСоблюдение вертикальной иерархии наиболее эффективная и оправданная форма существования обществаНедоверие и подозрительность к власть имущим
Отношение к возрастуБыть старым не модно. Люди в возрасте живут советским прошлым.Возраст предоставляет возможность занять более высокую официальную позицию. У молодежи нет опыта, ей нельзя доверятьБольшая пропасть между поколениями, старшие заслужили, чтобы их уважали
Отношение к деньгамДеньги – это благо. Чем их больше, тем лучше. А высокая цена – это индекс качества и успешностиБольшие и легкие деньги портят людей. Все те, у кого их много – преступники, заработавшие их нечестным путемДеньги – не главное, они портят людей
Отношение к работеСредство, ведущее к целиРабота – это просто работа, и не рассматривается, как средство достижения целиСкорее средство достижения цели, чем сама цель.
Отношение к образованиюСредство достижения цели, статуса, богатства. Диплом должен быть самого престижного университетаЭто средство достижения цели, статуса и уважения.Это почет, уважение. Быть образованным значит быть культурным

Источник: Intercultural Communication: A Reader By Larry A. Samovar, Richard E. Porter, Edwin R. McDaniel, Carolyn Sexton Roy

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий