Эта поучительная история - хороший тому пример, хоть и случилась давно.
Шведская компания Vin&Spirit AB (вряд ли это имя что-то скажет не специалисту) приняла решение выйти на российский рынок со своим (наверняка, известным каждому потребителю 18+, особенно, мужского пола) знаменитым продуктом, водкой Absolut.
Окрыленная успехом в Америке, где шведская водка стала напитком № 1 (в 1985 году около 80% американцев потребляли именно эту марку), и потратив на маркетинг 60 000 долларов, компания решила, что и на российском рынке ее будет ждать такой же ошеломительная победа.
Но дело обернулось совсем по-другому. Продажи, которые начиная с 1992 года сначала потихоньку росли, вдруг резко упали, и в 1995 году компания не продала ни одной бутылки, хотя на магазинных полках водка стояла… да, только поддельная!
Изумленные шведы глазам своим не поверили, когда увидели фальшивые бутылки, которые с трудом можно было отличить от настоящих.
Репутация компании и ее основателя Ларса Олссона Смита, чей портрет красуется на бутылке была запятнана и в прямом и переносном смысле. Absolut Rent Branvin, так называлась водка в 1879 году, переводится, как «Абсолютно чистая водка». А branvin – это название горячительного напитка, который шведы употребляли в качестве лекарства пять сотен лет назад.
Кстати, бутылка тоже являлась особым предметом гордости компании. Говорят, что это прообраз старинной аптекарской бутыли, которую случайно увидел кто-то из основателей компании в окне антикварного магазина, прогуливаясь по городу.
Вот, что значит игнорировать менталитет, культурные особенности и историю народа, которому собираешься продавать свой продукт.
А, ведь, Александр I еще 200 лет назад говорил:
«В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту – сяду в кресло, и украдут челюсть».
Да и перевозить маркетинговые стратегии из одной страны в другую – занятие для бизнеса - не безопасное.