Как связаны между собой язык, менталитет и реклама?
Сначала 2 истории по язык и менталитет.
Про язык и менталитет
История первая
Есть такая передача на телеканале «Россия» – «100 к одному». Я ее обожаю. Для кого-то она развлекательная. Для меня еще и рабочая.
Она о том, как работает механизм принятия решений, о стереотипах, выборе, ассоциациях и мышлении. Никаких исследований не надо, смотри, и вот тебе живые кейсы.
Вот, например, одно из заданий – вспомнить популярные пословицы и поговорки со словом «рука».
Ключевая культурная метафора (концепт, которым живет культура) проявилась очень четко. На первом месте из списка: «Золотые руки», «Руки мастера боятся», «Своя рука владыка» и «Руки не из того места растут», в сознании народных масс оказалась поговорка «Рука руку моет». Именно она почему-то приходила в голову первой людям в опросах на улицах и в интернете.
Как в одном сознании взаимодействуют две языковые системы, две картины мира?
История вторая
Ассоциативный эксперимент с людьми, одинаково хорошо говорящими на двух языках, в данном случае литовском и русском, показал, какие разные ассоциации вызывают у одного и того же человека слова-стимулы в зависимости от того, на каком языке они предъявляются.
На слово стимул: «желать» человек дает ответ непостижимого (по-русски), осуществимого (тот же испытуемый по-литовски).
Человек – пожилой (по-русски), молодой – (тот же испытуемый по-литовски)
Душа – широкая (рус.), хрупкая (лит.)
Верить – в судьбу (рус.), в себя (лит.)
Теперь о рекламе. Как работают название продукта или компании в голове у потребителя?
Про рекламу
Да точно так же. Механизм похож. Что первым всплывет в памяти, то клиент и купит. Только нужно помнить, что на разных языках всплывает разное. Именно поэтому переводная реклама часто не цепляет потребителя.
Примеров масса. Следите за публикациями. Расскажу.
Вопросы для размышления:
- Какое слово приходит вам первым, когда вы слышите название своего продукта или компании, свое имя? А вашим клиентам?
- Вы можете отличить переводную рекламу от не переводной? По каким признакам?