Такого безумного количества правил делового протокола как в Японии, пожалуй, не существует больше нигде. Как японцы выживают в этом жестком своде этикетных предписаний, изумляет многих в мире.
Интернет портал R25 провел опрос среди молодого поколения японских компаний (с опытом работы до 3х лет) на тему: «Какие правила корпоративного этикета вам не нравятся больше всего». После всех подсчетов в лидеры вышли пять (по возрастающей).
5. Правило отсутствия
Обязательно предупреждать своего начальника по телефону о том, что сегодня на работе вас не будет.
Если у японского работника заболел живот или голова, поднялась температура, он может отправить электронное письмо или смс, но при этом все равно обязан тут же перезвонить и подтвердить свое отсутствие по телефону.
4. Правило лифта
Ритуал расставания с клиентом.
В многих японских компаниях как и в магазинах считается святой обязанностью по окончании разговора не только проводить клиента до лифта, но и стоять в поклоне пока двери лифта не закроются полностью, и клиент не скроется за дверьми.
3. Правило первого глотка
Ждать, пока клиент сделает первый глоток.
В начале деловой встречи в офисе клиента обычно предлагают чашку чая. По японским обычаям гость не может сделать первый глоток, пока не пригубил клиент. Это считается невежливым и может расцениваться как неуважение к клиенту.
2. Правило звонка
Успеть взять трубку телефона до того, как прозвучит третий звонок.
Именно после двух звонков работник должен успеть поднять трубку, чтобы ответить на все вопросы клиента в настоящей японской клиентоориентированной компании.
1. Правило 5 минут
Японские начальники требуют от подчиненных быть на своем рабочем месте за 5 минут до начала работы.
Учитывая, сколько японцы перерабатывают, оставаясь после окончания рабочего дня доделывать важные дела, лишние 5 минут кажутся им самым несправедливым требованием.
Ведь тем, кто хочет выделиться и завоевать благосклонность босса, (а таких немало), чтобы продвинуться по карьерной лестнице, приходится приходить уже на 10-15 минут раньше.
Вопросы для размышления:
- Какое японское правило вам кажется самым несправедливым?
- В вашей компании строгие правила этикета?
- Какие правила поведения, установленные в компании, раздражают вас больше всего?