Ответ на задачку про санкции и ценности – почему решение западных чиновников нельзя назвать странным?
Один из расхожих российских стереотипов: Запад – прагматичный, бесчувственный и бездуховный. Есть ли для этого основания? Наверное, имеются. Ведь мы привыкли судить других по словам и поступкам. Конструируем свою картинку и редко пытаемся заглянуть за рамки и осмыслить, почему люди ведут себя так, а не иначе. Что любопытно, у некоторых моих клиентов и знакомых даже возник когнитивный диссонанс – почему западные компании уходят, теряют деньги и рынок – они ж прагматики!
Люди – не собачки Павлова, чтобы действовать по принципу «стимул-реакция«, как предполагает бихевиористская экономика. Их поведение, коммуникации и мотивации определяется их ценностями и потребностями (о том – какие это потребности и как они проявляются в коммуникации, у меня написана целая книга).
И культура (менталитет – по-нашему, хотя это не совсем правильное слово) играет в мотивации не последнюю скрипку. Причем влияет не только на наше поведение, но и на то, как мы его объясняем.
Американец скажет, что приложить дополнительные усилия в работе его заставила сумма, которую ему посулили. Француз, что – это для него дело чести. Датчанин объяснит коллегиальностью, а китаец – взаимными обязательствами.
О мотивации
Пару слов о мотивации, которую я упомянула в задачке. Проблема с Теориями мотивации заключается в том, что все они были разработаны в американской культуре ее же носителями в процессе изучения своих же. А «свои» – это не «чужие». У людей с другой иерархией ценностей и потребностей мотивация работает немножко по-другому. Что «эйчары», что менеджеры у нас этот факт игнорируют. Поэтому с мотивацией сотрудников, мягко говоря, получается плохо. Кстати, эффективность практик стимулирования зависит не только от восприятия «Я». Еще от того, какой является культура в компании – маскулинной или феминной. И от отношения к безопасности. (Один из КТ будет посвящен мотивации и стимулированию сотрудников с разными ценностями).
3 правила коммуникации
Есть 3 правила коммуникации, которые нужно усвоить:
- Отношения всегда строятся на ценностях. И зависят от того, как партнеры по бизнесу (покупатель-продавец, босс-подчиненный) видят свое «Я». Не зря «у нас с ним (ней) разные ценности» – один из самых популярных аргументов сегодняшнего дня. Ценности исповедываются через стиль жизни.
- Любому человеку важно (помним, в разной степени), как на эти отношения смотрит социум (значимая культурная группа, в которую это «Я» входит).
- Когда человек делает выбор, он в первую очередь основывается на своих моральных ценностях (часто неосознанных, по привычке). И только потом в дело вступает рациональный ум – выгодно-невыгодно.
В индивидуалистских культурах цепочка конфликт-компромисс-контракт воспринимается нормально. Так устроена сама система конкурентной торговой нации. Конфронтация ведется с целью заключения договоренности. А значит компромиссы неизбежны.
У другой части человечества, коллективистской – пойти на компромисс с «чужим»– считается не очень достойным шагом. И часто осуждается группой. Вот эта разница в восприятии и вызывает недоумение или непонимание. (см. посты 4, 6, 7, 8, 9 про Добро и Зло, к которым я отсылала в задаче,).
Теперь о санкциях. Этот вопрос занимает многих.
Работают ли санкции?
Специалисты из Института мировой экономики Петерсона провели глубинные многолетние исследование (с 1982 года). Изучили 176 кейсов влияния наложенных санкций на разные страны и регионы по следующим параметрам:
- умеренное изменение политики в стране-цели
- изменение режима и демократизация
- принуждение агрессивной страны отказаться от военной авантюры
- ослабление военного потенциал важного противника
- другие политические изменения (защита прав меньшинств, остановка траффика наркотиков, борьба с терроризмом и т. д.)
Это основные цели и задачи всех санкций. Санкции – неотъемлемая часть международной дипломатии. Применяются, чтобы дополнить дипломатический упрек – не мытьем, так катаньем, без немедленного применения военной силы – демонстрация решимости.
И вывели, что санкции в целом работают на 34%.
Более широкие экономические в среднем имеют более высокие показатели успеха. Когда применялись финансовые, экспортные и импортные санкции одновременно, они были успешными в 40% случаев, по сравнению с 25% в отношении торгового контроля (либо только экспортного, либо только импортного, либо и того, и другого), и примерно в 20% в любом из этих случаев.
Авторы также пришли к выводам, что многие санкции часто вводятся спонтанно, в порыве эмоций против Зла (что еще раз подтверждает правило коммуникации № 3). И завершили свой отчет красивой метафорой и рекомендациями.
Понятно, что санкции иногда приносят плоды, но только тогда, когда они посажены в правильную почву и должным образом взращены. Поэтому мы предлагаем семь рекомендаций для государственного деятеля, который действовал бы как заботливый садовник. Эти рекомендации призваны максимизировать шансы на успех, когда санкции применяются для принуждения к изменениям в политике целевой страны.
Don’t Bite Off More Than You Can Chew. Не откусывай больше, чем можешь прожевать.
Friends Are More Likely to Comply than Adversaries. Друзья с большей вероятностью подчинятся, чем противники.
Beware Autocratic Regimes. Остерегайся авторитарных режимов.
Slam the Hammer, Don’t Turn the Screw. Ударь молотком, не крути отверткой.
Choose the Right Tool for the Job. Выбери правильный инструмент для работы.
More Is Not Necessarily Merrier. Больше не обязательно веселее.
Don’t Be a Cheapskate or a Spendthrift. Не будь скрягой или мотом.
Reinforce the stick with carrots. Усиль кнут морковкой.
Conclusion: Look Before You Leap. Вывод: посмотри, прежде чем прыгнуть.
Кому интересны подробности, книга называется Economic Sanctions Reconsidered.
Еще одно недавнее исследование показало, что санкции, введенные против одной из сторон в военизированном конфликте, удерживали (в умеренной степени) не только сторону, на которую направлена атака, но и другие страны, находящиеся в аналогичном положении, от участия в новых и других военных конфликтах в ближайшие пять лет.