Чем отличается русская ложь от американской

Что есть ложь? Пост для тех, кто любит понять, как все устроено изнутри.

Спойлер: врут все, много, часто. Виды, причины и мотивы лжи практически одинаковы. Но есть 2 нюанса, которые отличают «ихнию» ложь от нашей. 

Известный психолог В. Знаков после прочтения книги П. Экмана «Почему дети лгут?» провел культурно-исторический анализ размышлений наших и зарубежных философов и писателей о лжи. Сравнил дефиниции слова «ложь» в русских, английских немецких толковых словарях. А потом провел собственное психологическое исследование группы людей от 18 до 62 лет.

Любопытная штука обнаружилась.

Что не считается ложью у американцев

Нюанс 1: западное понимание лжи – морально-правовое. То есть «основывается на представлениях о нарушении прав того, кому лгут». 

Наше – субъективно нравственное. В русском понимании лжи всегда осуждают только солгавшего, потому что «он отступает от своей божественной и человеческой сути» и нет ни намека о другом, чьи права нарушаются. 

Мнения испытуемых Знакова буквально совпали со словарными определениями и мнениями российских мыслителей прошлого века. (Еще один камешек в огород тех, кто считает, что ценности быстро меняются).

Нюанс 2: в западной культуре ребенок (и уж тем более взрослый) вправе уклониться от вопросов, ответить» «Это мое личное дело» или оградить себя ложью, если они считают вопросы покушением на свою независимость и нарушением личных прав. Что практически неприемлемо в русской, с ее исторически общинными и иерархическими корнями, как показали исследования.

В общем, у них ложью можно назвать только то, что вступает в конфликт с правом личности, к которой эта ложь обращена. А если не нарушает ее права – значит не ложь.

Разные концепты понятий «ложь и обман» влияют на восприятие и оценку одних и тех же событий и доверие. Если проследить за нынешними геополитическими коммуникациями, то эти различия очень видны. 

Рекламная ложь

Такой же понимание лжи лежит в определении американцами недобросовестной рекламы, в том числе и нативной. 4 года назад более чем 90 влиятельным лицам, включая знаменитостей, спортсменов и связанных с ними рекламодателей, Федеральная Торговая  Комиссия США направила предписания о нарушениях, – Мол, айяяй, парни! 

Вопросы для размышления:

  1. Какие признаки рекламы сигналят вам, что она недобросовестная?
  2. Вы считаете свою рекламу честной?
  3. Как вы относитесь к знаменитостям в рекламе? От них больше пользы или вреда? Например, Киркоров или Бузова, рекламирующие Пятерочку?

Оставьте комментарий