Пирамида Маслоу. ККЗ 11

Работает ли пирамида Маслоу в маркетинге и продажах?

Загадка будет длинной, но интересной и полезной. Наберитесь терпения.

Предистория

Удивительная история попалась мне про пирамиду в телеграм-канале proeconomics. Оказывается, почти такая же пирамида была предложена  русским политэкономистом, «легальным марксистом» Михаилом Туган-Барановским.  Я, к своему стыду, об этом даже  ни сном ни духом.

Единственное отличие между шкалой Туган-Барановского и пирамидой Маслоу заключалось только в том, что русский марксист отнёс секс к потребностям второго уровня, а не первого, как у американца («физиологические потребности самосохранения, непосредственного поддержании жизни и чувственного наслаждения»).

Полный текст (как он есть) я сейчас приведу, а вы когда будете читать, подумайте, в каком пункте находится еще одно тонкое отличие между нами-коллективистами и американскими индивидуалистами. Отличие, которое влияет и на коммуникацию, и на контент. 

Пирамида русского политэкономиста

Такая же шкала уровней человеческих потребностей, совпадающая с его (Маслоу) пирамидой без одной составляющей, была предложена русским политэкономистом, «легальным марксистом» Михаилом Туган-Барановским. Об этой пирамиде он написал в главе «Потребности как движущие силы социального развития» в книге «Теоретические основы марксизма», вышедшей в 1904 году. 

То самое единственное отличие между шкалой Туган-Барановского и пирамидой Маслоу заключалось только в том, что русский марксист отнёс секс к потребностям второго уровня, а не первого, как у американца («физиологические потребности самосохранения, непосредственного поддержании жизни и чувственного наслаждения»). Туган-Барановский опирался на изучение пролетариата больших городов, чьё положение в начале ХХ века было самым наихудшим (хуже, чем у крестьян, составлявших 85% населения России). Например, в Петербурге 92-94% рабочих не имели семей, и опросы показывали, что секс у них был в 3-4 раза реже, чем у крестьян. Лишь после попадания в страту «квалифицированных рабочих», которые составляли не более 5-10% пролетариата, с ростом зарплаты и улучшения жилищных условий у таких работников возникал более или менее регулярный секс.

Далее 3-5 уровни «пирамиды потребностей» у Туган-Барановского и Маслоу совпадали полностью, только под разными названиями.

— Третий уровень. Туган-Барановский – симпатические потребности. Маслоу – потребности в социальном общении и любви.

— Четвёртый уровень. Туган-Барановский – эгоальтруистические потребности в почестях, общественном одобрении, славе. Маслоу – потребности в самоуважении и признании.

— Пятый уровень. Туган-Барановский – потребности, не основанные на практическом интересе и связанные с высшими проявлениями научного познания, художественного творчества, эстетического наслаждения, религиозного чувства. Маслоу – самоактуализация, трансцедентные или «пиковые» переживания.Туган-Барановскому не повезло стать первооткрывателем «пирамиды потребностей». В царское время его работа прошла незамеченной, в советское время его труды объявили «меньшевистскими и кадетскими», и положили на полку. Так спустя полвека первооткрывателем «пирамиды» стали считать Маслоу. Тому, наоборот, повезло в том, что его родители эмигрировали из Киевской губернии Российской империи, и в США маркетологи уже ухватились за наблюдение Маслоу.

Повторю главный вопрос:

  1. В каком пункте находится еще одно тонкое отличие между взаимозависимыми и независимыми культурами?

Попутно предлагаю подумать над другими вопросами:

  • Работает ли пирамида Маслоу в бизнесе, то есть деловой коммуникации?
  • Считаете ли вы пирамиду хорошим бизнес-инструментом для продвижения?

Ответ будет во вторник. А до вторника можно еще почитать статью про мотивацию

Оставьте комментарий