На какой стадии развития маркетинга находятся большинство наших компаний?
- Терпимость к рынку – когда руководитель или основатель «попал» в рынок, не очень этому рад и вынужден как-то с этим смиряться .
- Следование за рынком – когда компания смотрит на конкурентов, пытается что-то копировать.
- Формирование рынка – когда компания начинает сама формировать рынок. Например, образовывает и учит потребителей пользоваться своим продуктом (фитнес-клубы, ВкусВилл).
- Партнерство с потребителем – когда компания знает четко, какой у нее продукт, кому она его продает, в каких ситуациях. Начинает улучшать взаимодействие с потребителем в постоянном режиме. И корректирует свой ассортимент и маркетинг.
Эту классификацию я услышала от И. В. Липсица. И считаю ее одной из лучших. Она четко расставляет акценты, выделяет саму суть маркетинга. Хорошая система критериев, чтобы определить на какой стадии находится ваша собственная компания.
Как ни печально, большая часть российского бизнеса застряла пока на второй.
На той, про которую Клайв Джеймс, австралийский критик говорил так:
Последний этап приспособления продукта к рынку – подогнать рынок к продукту.
Вопросы для размышления:
- На какой стадии находится ваша компания?
- А ваши конкуренты?