Сначала определимся, что есть компетентные менеджеры.
Управленцы разного уровня, умеющие решать сложные задачи в условиях современного рынка в формате VUCA или BANI (это уж кому какая аббревиатура больше нравится). Способные самостоятельно принимать решения, действуя как член гетерогенной, разнородной по составу структуры, чем, собственно говоря, и является любая организация.
Характеристики сложных задач – неоднозначность, противоречивость, неопределенность, недостаточная надежность информации, альтернативные точки зрения.
Как проверяется компетентность
Есть такая PISA (Programme for International Student Assessment) Международная программа по оценке компетентности образовательных достижений пятнадцатилетнихшкольников. Проводится каждые 3 года. С 2000 года количество стран-участниц выросло с 32 до 79.
Главная цель тестирования – проверка умения применять знания на практике.
Появился даже новый термин PISA-shock. Шок, в который впадали страны, увидев результаты исследований и итоги своей образовательной деятельности.
тВ исследовании – 3 направления:
- Естественно-научная грамотность
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
Задания делятся на 3 категории (по сложности и по кол-ву баллов, которые можно заработать): –
· легкие (менее 500 баллов)
· средние (500–600 баллов)
· трудные (600–1000 баллов)
За все время нашего участия наши школьники никогда не набирали выше 500 баллов (самый высокий был 495). И занимали с 26 по 43 место среди других стран в разные годы и по трем направлениям. Подробности (рейтинги стран, сами задания, причины прекращения нашего участия в программе после 2018 года) есть в сети, достаточно набрать слово PISA. Так что останавливаться на них не буду.
Выводы
Интересны выводы наших специалистов о качестве мышления, которое свойственно нашим школьникам.
Что оказалось особенно непреодолимым для выполнения трудных заданий?
- 1. Работать с противоречивой информацией.
- 2. Видеть разные возможности ее интерпретации.
- 3. Рассматривать каждое явление и предмет не только в черно-белой дихотомии и причинности, но с разных позиций.
- 4. Объяснять и, главное, принимать альтернативные взгляды.
- 5. Оценивать динамичные и сложно интегрированные процессы.
- 6. Формулировать правильные гипотезы и прогнозы на основе этой информации.
То есть неразвитое диалектическое мышление, которое в психологии признается высшей формой мышления (о чем я писала в своей последней статье, и к чему многие отнеслись так иронично).
Но известно же, что «желуди не являются причиной дубов, потому что их наличия недостаточно для рождения дуба». И что менеджеры вырастают из детей.
Кстати, первые места во всех циклах стабильно занимают страны Юго-Восточной̆ Азии. Попробуйте догадаться, почему?
Кто виноват – понятно.
Вопросы для размышления:
- Что с этим делать, и как все можно исправить?
- Какие еще причины добавили бы вы?