Откуда берутся некомпетентные менеджеры

Сначала определимся, что есть компетентные менеджеры.

Управленцы разного уровня, умеющие решать сложные задачи в условиях современного рынка в формате VUCA или BANI (это уж кому какая аббревиатура больше нравится). Способные самостоятельно принимать решения, действуя как член гетерогенной, разнородной по составу структуры, чем, собственно говоря, и является любая организация.

Характеристики сложных задач – неоднозначность, противоречивость, неопределенность, недостаточная надежность информации, альтернативные точки зрения.

Как проверяется компетентность

Есть такая PISA (Programme for International Student Assessment) Международная программа по оценке компетентности образовательных достижений пятнадцатилетнихшкольников. Проводится каждые 3 года. С 2000 года количество стран-участниц выросло с 32 до 79.

Главная цель тестирования – проверка умения применять знания на практике.

Появился даже новый термин PISA-shock. Шок, в который впадали страны, увидев результаты исследований и итоги своей образовательной деятельности.

тВ исследовании – 3 направления:

  • Естественно-научная грамотность
  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность

Задания делятся на 3 категории (по сложности и по кол-ву баллов, которые можно заработать): – 

·      легкие (менее 500 баллов) 

·      средние (500–600  баллов)

·      трудные (600–1000  баллов)

За все время нашего участия наши школьники никогда не набирали выше 500 баллов (самый высокий был 495). И занимали с 26 по 43 место среди других стран в разные годы и по трем направлениям. Подробности (рейтинги стран, сами задания, причины прекращения нашего участия в программе после 2018 года) есть в сети, достаточно набрать слово PISA. Так что останавливаться на них не буду.

Выводы

Интересны выводы наших специалистов о качестве мышления, которое свойственно нашим школьникам.

Что оказалось особенно непреодолимым для выполнения трудных заданий?

  • 1.   Работать с противоречивой информацией. 
  • 2.   Видеть разные возможности ее интерпретации.
  • 3.   Рассматривать каждое явление и предмет не только в черно-белой дихотомии и причинности, но с разных позиций. 
  • 4.   Объяснять и, главное, принимать альтернативные взгляды.
  • 5.   Оценивать динамичные и сложно интегрированные процессы.
  • 6.   Формулировать правильные гипотезы и прогнозы на основе этой информации.

То есть неразвитое диалектическое мышление, которое в психологии признается высшей формой мышления (о чем я писала в своей последней статье, и к чему многие отнеслись так иронично). 

Но известно же, что «желуди не являются причиной дубов, потому что их наличия недостаточно для рождения дуба». И что менеджеры вырастают из детей.

Кстати, первые места во всех циклах стабильно занимают страны Юго-Восточной̆ Азии. Попробуйте догадаться, почему?

Кто виноват – понятно.

Вопросы для размышления:

  1. Что с этим делать, и как все можно исправить?
  2. Какие еще причины добавили бы вы?

Оставьте комментарий