Так работает ли пирамида Маслоу? Да, конечно! Это же про ключевые человеческие поребности. Нарекания она вызывает только у тех, кто не знаком с его работами в оригинале.
Существует ли иерархия потребностей?
Да, несомненно. Любое целое всегда организовано и имеет иерархию. Иерархия – основной принцип построения отношений. Pecking order, как говорят англичане, – Теория порядка клевания. В любом бизнесе, какой не возьми (да и в жизни), люди выбирают в первую очередь наиболее безопасные способы действий, кроме тех, кто любит риск и шампанское. А потом отдают предпочтения остальному.
Придумал ли пирамиду Маслоу?
Безусловно, нет. Столько ученого народа ломало копья по этому поводу и не сломало. Сам метр писал, что не нужно делать ошибочных выводов, что возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. И иерархии скорее взаимосвязаны, чем строго разделены Но кто его читал опять же!. Маркетологи и бизнес пересказывают Котлера:
Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой – на завоевание уважения окружающих? Он считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее насущных. По степени значимости они расположены следующим образом: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении.
Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.
А интерпретация – штука коварная. Сами знаете!
В каком пункте находится еще одно отличие?
Пункт 4.
Туган-Барановский – эгоальтруистические потребности в почестях, общественном одобрении, славе. Маслоу – потребности в самоуважении и признании. Это 2 разные потребности. Первая – коллективистская. Вторая – индивидуалистская. Более того, Маслоу говорил:
У большинства людей есть потребность в устойчивом уважении и самоуважении. Есть две версии потребности в уважении: «низшая» и «высшая» версия. «Низшая» версия уважения – это потребность в уважении от других. Она может включать потребность в статусе, признании, известности, престиже, и внимании. «Высшая» версия проявляется в необходимости самоуважения.
И в том, что эти отличия влияют на то, как потребители воспринимают ПУК (продукт/услуга/контент) и коммуникацию, даже не возникает никакого сомнения.
Как возникают и работают потребности, можно изучить здесь