Неписаный закон коммуникации гласит:
Трудности возникают тогда, когда не совпадают коммуникативные стили коммуникантов.
Примерьте на себя, насколько легко и комфортно вам будет общаться с человеком, который упрямо заявляет и убежден:
- Я имею право сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях.
- Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение.
- Я имею право сам решать, отвечаю ли я в какой-то мере за проблемы других людей.
- Я имею право менять свои взгляды.
- Я имею право совершать ошибки.
- Я имею право сказать «я не знаю».
- Я имею право не зависеть от доброжелательности и хорошего мнения обо мне других людей.
- Я имею право принимать нелогичные решения.
- Я имею право не понимать других.
- Я имею право сказать «меня это не волнует и не интересует, мне это безразлично».
- Никто не имеет право блокировать эти мои права.
Это модель (М. Смит) так называемого ассертивного поведения и есть идеальный портрет настоящего американца (нравится он вам или нет). Американская проповедь индивидуализма со времен написания Декларации независимости США (1776). Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям, ответственность за собственное поведение.
Отражает ступени иерархии Маслоу:
У большинства людей есть потребность в устойчивом уважении и самоуважении.Есть две версии потребности в уважении: «низкая» и «высшая» версия. «Низкая» версия уважения — это потребность в уважении от других. Это может включать потребность в статусе, признании, известности, престиже, и внимании. «Высшая» версия проявляется в необходимости самоуважения.
Для высококонтекстных культур, склонных к коллективистской пассивной модели поведения, такая ассертивность вообще беда. Легко превращается в агрессию и читается как агрессия.
Именно поэтому я не устаю повторять, нельзя просто так брать американские модели бизнеса и маркетинга, а они у нас сплошь и рядом – и в любой книжке, и в любых курсах по самосовершенствованию и совершенствованию. Потому что очень часто все заканчивается по Черномырдину: Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Вопросы для размышления:
- Какие пункты из списка ассертивности вам кажутся не типичными для русской культуры?
- Вы ассертивны в коммуникациях? От чего это зависит?
- Насколько ассертивны ваши рекламные посылы целевой аудитории?
- Вспомните несколько последних конфликтов из своей жизни, кто вел себя более ассертивно: вы или ваш оппонент? В чем это выражалось?
P. S. Все подробности и нюансы описаны в книге